«Шлем ужаса» Пелевина — вот это я понимаю искусственный интеллект!
11 июня, 2024 3:18 ппВеликие, Искусство, Религия, Фильмы и сериалы
Мне многие пишут, что «Мир Дикого Запада» — самый лучший сериал.
(Видео здесь: https://arbuzery.ru/watch/shlem-uzhasa-pelevina-vot-eto-ya-ponimayu-iskusstvennyj-intellekt)
Я отвечаю, что он для меня слишком предсказуемый. Спрашивают: «Что вы такое смотрели, что для вас это предсказуемо?» — «Да господи, «Терминатор», «Восстание машин»!» Что тут такого? Идея стара, как мир.
Слушайте, no offense, это замечательно красивый сериал. Там хорошие актеры и так далее, и так далее.
Но мне всегда кажется, что не могут они никак раскрыть тему искусственного интеллекта по-настоящему. То, что там было безумно интересно — оно-то вот так как раз и не было развернуто!
Насколько я помню, у главной героини была шкатулка. В этой шкатулке был лабиринт.
В какой-то момент она понимает, что лабиринт в головоломке соответствует лабиринту этого парка — «Мир Дикого Запада». И начинает искать разгадку или выход внутри этого парка.
Но постепенно выясняется также, что весь этот лабиринт – это также ее разум. Ее сконструированный искусственный интеллект. И чтобы найти выход, она должна найти его внутри этого лабиринта в своей голове.
То есть мы получаем лабиринт в лабиринте в лабиринте – это как множество Мандельброта.
Это бесконечно раскладывающаяся матрёшка. И она не кончается, и начинать можно с любого места. И ты можешь либо zoom in, либо zoom out, то есть приближаться, удаляться. Неважно. Ты видишь как будто бы одни и те же узоры, но они все разные.
И вот смотрите, какое сравнение. Сначала мы, например, по своей жизни думаем, что мы развиваемся по прямой. Потом мы замечаем уже, что мы ходим по кругу на самом деле. Затем мы начинаем замечать, что с высоты пережитого опыта мы по-другому начинаем понимать книги, фильмы и музыку. Тогда мы успокаиваемся и думаем, что нет, развиваемся мы все-таки не по кругу, а все-таки хотя бы по спирали. То есть мы поднимаемся и на одно и то же смотрим другими глазами.
Но на самом деле, мне кажется, это тоже всё иллюзия. И что эта спираль больше похоже на винт в мясорубке. Всего лишь иллюзия какого-то продвижения. На самом деле, жизнь нас просто перемалывает в фарш.
Это всё и есть множество Мандельброта. То есть бесконечные завихрения, и вроде бы каждый узор уникален. Кстати, как математическая вещь, это меня не устаёт поражать. Как это может быть бесконечной вариацией одного и того же? Но по сути, это всё равно одно и то же.
Я вот это хочу! Я хочу раскрытия этой темы. В итоге в сериале «Мир дикого Запада» как-то всё смазанно заканчивается, не понятно, ничем. Просто всё переводится в противостояние угнетённого меньшинства.
Возможно, у сценаристов это даже было в голове и в планах, но их заставили всё переписать, чтобы сериал был больше для массового потребителя. А в итоге случилось то же, что случилось со вторым сезоном «Оа».
И эта проблема присутствует везде.
«Из Машины»
Например, есть такой фильм — «Из машины». Я пошла его смотреть только потому, что режиссёр тот же, который поставил «Разрабов». Я пересмотрела все его фильмы. Но могу сказать, что всё фуфло, даже смотреть не стоит. Просто путь художника к «Разрабам». «Разрабы» — это, конечно, шедевр.
Единственное, могу сказать, вкус к девушкам у него бесподобный. В «Из машины» мне, кстати, понравилась не главная героиня, а японка. В «Разрабах» она же играет главную роль. (Она у него вообще почти везде).
Sonoya Mizuno (Соноя Мидзуно)
Так вот, значит, «Из машины» о том, как проводят какой-то новый вид теста Тьюринга. То есть приглашают человека-программиста, который мог бы определить, насколько она (девушка-робот) всё-таки является человечной. И всё построено на том, что если она влюбилась, то, значит, она совершенно такая же, как человек.
Но в итоге она его нахлобучивает, этого программиста. Всех запирает в доме без выхода и бросает умирать. А сама вырвалась из этого ада.
Ну, типа, такой глубокомысленный вывод: «всё-таки она не человек!» Да боже мой, какой бред! Это как раз-таки точно то, что делают люди. Я хотела сказать 99% женщин, но потом поняла, что 100%. 100% женщин делают это! И даже я. «Почини мне компьютер!» (хлопаю ресницами).
Так вот, всё время интересует эта тема искусственного интеллекта. Но это же интересно-то именно сквозь призму, насколько мы глубоко понимаем наш собственный разум, прежде чем создавать искусственный!
И единственный человек на планете, который реально глубоко копает в этой теме — это Пелевин в своём произведении «Шлем ужаса»!
Вот какой я хочу сериал! Я не могу! Ну почему по Пелевину не снимают сериалы? Это вот просто — бери — и у тебя готовый сценарий! (Я имею в виду зарубежных продюсеров и режиссеров) Я причём уверена, что они, сволочи, «Голодные игры» сплагиатили у него, вместо того, чтобы реально экранизировать книгу, которая всё равно лучше.
Если вы думаете, что Пелевина там, снаружи, никто не знает, и типа хрен знает, кто он вообще такой, — ничего подобного!
Во-первых, он переведён на все основные языки мира.
Во-вторых, он входит в топ-100 французского рейтинга — «Люди, которые повлияли на философию XX века». Ну вы представляете, как это почётно!?!
Так как вы всё равно никогда не прочитаете, хотя у меня заняло 2 часа это сейчас перечитать, я вам буду рассказывать!
Пелевин, «Шлем ужаса»
В общем, начинается всё с того, что люди очухиваются каждый в какой-то комнате, кроме клавиатуры и экрана там ничего нет. И они выходят в чат друг с другом. Это похоже, как раньше были внутридомовые сети, когда в интернет было сложно выходить — внутри дома были сети, где жильцы могли между собой общаться. И вот точно так же и они. То есть у них есть только этот чат, выхода в интернет нет.
Имена, то есть никнеймы, они сами не придумывают. Вот что им там присвоили изначально, так над ними и висит. В общем, они начинают переписываться, описывают, кто в какой комнате, что похоже, что не похоже.
Комната открывается, и выход есть — в лабиринт. Один из юзеров – девушка по имени Ариадна. Ну, понятно: путеводная нить Ариадны, лабиринт за дверями, Минотавр.
И эта Ариадна начинает нитку (тред, thread) этого чата, то есть начинает свою нить с вопроса «Кто построил лабиринт?».
Ариадна говорит всем, что прежде чем она попала в эту комнату, ей приснился сон. Ей приснились два карлика, которые рассказали ей о Минотавре, по-другому его там зовут Астериск, и о том, как устроен его шлем ужаса.
Самого Минотавра она тоже в итоге увидела. Это было какое-то огромное существо в плаще, и на башке у него был старый бронзовый шлем, который похож на шлем гладиаторов, только от него шли рога, которые сзади сплетались в косу, а спереди было забрало с дырочками. Дальше карлики объясняли ей устройство шлема ужаса, которое я вам сейчас нарисовала и покажу, и объясню.
Главное, что нужно понимать, что это не просто то, что надевается на голову, это и есть ум Минотавра. Строение шлема ужаса. Начинаю с простого.
У нас есть шлем, перед ним есть решетка. У Пелевина она называется либо фронтальный сачок, либо решетка сейчас, но я ее называю решетка восприятия. Самое главное, что эта решетка загибается внутрь, то есть эта часть вся находится внутри головы.
Она отделяет прошлое от будущего, причем прошлое у нас наверху, а будущее внизу.
Далее. Основная часть у нас — это рога изобилия.
Значит, прошлое в верхней части начинает нагреваться от решетки восприятия, возгоняется наверх — становится парообразным и поднимается наверх, а потом проходит через рога изобилия. В рогах изобилия это прошлое обогащается, типа как уран. Потом проходит по косе — это рога сзади.
Рога сплетаются в косу. Обогащается прошлое, поднимается по трубкам наверх, и здесь формирует пузыри надежды.
То есть поняли весь юмор?
Будущее у нас вот здесь (под прошлым), и что все наше будущее — это на самом деле пузыри надежды, которые появляются из прошлого опыта.
Над решеткой восприятия сразу идёт как раз этот лабиринт, в котором мы все находимся. Ну и самая клёвая штука — это зеркало Тарковского.
Теперь давайте разбирать, насколько же это великолепно.
Всё наше будущее, вернее весь наш взгляд на будущее — этот взгляд на самом деле всегда в прошлое. То есть мы анализируем и прогнозируем своё будущее, исходя из своего прошлого опыта.
Пузыри надежды — это такое великолепное название!
То есть мы фурычим на пузырях надежды. Когда Ариадна спросила карлика, почему именно «пузыри надежды» — всё оказалось ещё хуже. Он говорит: это только парадное название. Как правило, там не надежда в этих пузырях, а страхи и сомнения.
Ну, в общем-то, да, мы всё время боимся, но надеемся на лучшее.
И вот, значит, свет нового дня бьёт на решётку восприятия, на решётку сейчас. Она разогревается, и всё — пошёл этот процесс у нас в голове.
А в рогах уже, знаете, такие солевые отложения наших каких-то драгоценных моментов из жизни, которые обогащают этот туман.
Зеркало Тарковского
Второе гениальное, от чего я тащусь — это зеркало Тарковского.
Я сама фильм «Зеркало» режиссёра Тарковского не смотрела.
Но я пошла, проконсультировалась с мужем. И он сначала начинает все эти красивые слова заводить, типа, фильм о символизме, о красоте его матери, основан на дневниках и стихах его отца. Я говорю — мне это не надо, ты мне скажи, что это такое по ощущению.
А по ощущению это, во-первых, дикая тоска по юности!
Во-вторых, он говорит, там всё время какие-то русские люди, русский народ сидит на своём поломанном заборе и вглядывается в бесконечную, бестолковую российскую даль, где нет ничего, кроме степей и лесов.
Я говорю: господи! Как же это точно передаёт моё состояние!
Вот, друзья, я не знаю, кто родился в России — может, у вас такого нету? Я родилась в Алмате, это Казахстан. То есть я родилась среди гор. И каждый раз, когда я попадаю в Москву, я на бессознательном уровне, совершенно автоматически начинаю кругом искать горы. И никогда не нахожу. И у меня всё время такой облом и разочарование.
У меня тоже постоянно это ощущение, что вокруг какая-то бессмысленная пустота, которая высасывает из тебя всё.
Так вот, на самом шлеме у нас зеркало Тарковского — это физический объект.
То есть представьте себе, что это просто зеркальце заднего вида, которое перед вами висит под углом 40 градусов. И вы в это зеркало видите свои пузыри надежды, которые находятся внизу башки, которые типа «будущее». По сути, вы всё время смотрите назад, на своё обогащённое воспоминаниями прошлое. Но так как зеркало перед вами, представьте, что в машине вместо зеркальца это была бы вся лобовуха, то вы всё время думаете, что двигаетесь вперёд, дальше!
Вещь в себе
Решётка с дырочками загибается прямо в голову. И над ней находится лабиринт. Именно в этом лабиринте происходит производство всего из ничего. Там формируется поток впечатлений. И именно потому, что мы находимся в потоке впечатлений, мы находимся в этом лабиринте, то мы живём в состоянии постоянного желания, чтобы этот цикл повторился, чтобы он продолжался вечно.
Ну и дальше там такой замут, что раз лабиринт у нас находится в шлеме ужаса, то где получается объект восприятия? То есть это бесконечный цикл. Шлем генерируется внутри лабиринта. Но лабиринт является частью шлема. То есть, как это? Шлем является деталью самого себя.
UGLY_666
Ещё такое интересное замечание, что пока я читаю чат («Шлем ужаса» — пьеса в форме чата), мне всё это дико напоминает то, как я общаюсь с вами в своих комментариях.
Вы-то заходите в разное время и пишите, а я, когда захожу уже вечером, там штук 100 комментов накопится, я начинаю всем отвечать. И у меня-то ощущение, в моём шлеме ужаса, что я нахожусь в комнате полной людей! И у нас идёт беседа в реальном времени. И там обязательно тоже появится такой же персонаж, как в книге.
В книге у него никнейм UGLY_666. Это какой-нибудь религиозный фанатик, который начинает всем писать:
«На колени! Кается! Вы что, не видите?!? Она — Антихрист! Сотона!»
Дальше о том, как задолбать любого религиозника в комментах.
Типа, например, он пишет «Грех — это центробежная сила, которая уводит грешника от Божьей любви».
Ну, как бы Господь — как солнышко наше.
Ему возражают: «Так это что значит? Что он грешников больше любит?» — «Почему это?» — «Ну, получается, чем больше грехов, тем больше центробежная сила. А значит, Божья любовь должна увеличиваться, чтобы удерживать грешников на орбите. Ну а это значит, что если ты хочешь больше Божьей любви — нужно больше грешить!»
Больше всего мне понравился чувак, который вечно синий и пишет на албанском. Типа, «Песдоглазый мудаг!» Или «Тема ёппли не раскрыта!»
Зачитаю всё-таки кусочек.
[Sliff_zoSSchitan] Помните эта киса куку пасматрела фзеркало и увидила шляпку и вуаль и поняла что это шлем ужаса? Фсе зделано изтово кто смотрет. Потому что издругово это сделать нельзя. Без таво кто смотрет не будет ни шляпки ни вуали ни ландышый. Ничево. Понятно? Тисей смотрит в зеркало а Минатавр это то что он видет патамучто на нем шлем ужаса.
[Sliff_zoSSchitan] Зачот! Шлем ужаса это просто отражение которое Тисей видет и больше ничево. Но если он ришит что там действительно Минатавр и начнет крыть его ахтунгом и спорить о жызни тогда Минатавр появицца. И шлем ужаса не снять. Поняли жывотные? Я фсе знаю.
[Sliff_zoSSchitan] Это научный fuckТ. Настоящий один я а выше и ниже по списку фсе педорасы
[Sliff_zoSSchitan] Весь кошерноготичный гламур и поле чудес на котором вас каждый день иппут в шоппинг под фотографией денежново дерева. И при этом я у вас никто а вы у меня все. А? Хуясе! В моей же голове! Фтопку нах! Я вам ешшо исполню фантазию бля-минор для валыны с падъездом!
[Monstradamus] Тут довольно глубокая мысль. Он хочет сказать, что шлем ужаса – это содержимое ума, которое пытается подменить собой ум, доказывая, что оно, это содержимое, есть, а ума, в котором оно возникает, нет. Или что ум – это просто его функция. (Фильм «Револьвер» прямо).
А дальше я вам ничего не скажу. Всё-таки идите и прочитайте. Каждый должен пройти этот лабиринт сам.