Арестович, «Существование Бога»

26 апреля, 2024 7:33 пп

Религия

283

Я смотрела лекции Арестовича “Существование Бога” по одноименной книге Ричарда Суинбёрна.

Ричард Суинбёрн — профессор философии в Оксфорде.

В этой своей книге Суинбёрн предлагает новую методику доказательства чего бы то ни было.

Легенда гласит, что Суинбёрн получил некую грамоту (или что-то в этом роде) от американских юристов, которые поздравили его с открытием новой главы в юриспруденции.

Помните, как наша российская пропаганда упирала на слово “вероятно” в судебных заключениях по Боингу? Мол, вы так ничего и не доказали, а всего лишь у вас «вероятно».

Мы на Мэйдэй Рокс даже печатали объяснения англоговорящих наших авторов, эмигрировавших в США, что это, мол, английское слово probably имеет другую силу чем наше “вероятно”.

Всё это туфта. Дело в том, что Суинбёрн ввёл понятие “степень вероятности” какого-либо события, которое имело место быть. В книге вообще много отсылок к доказательствам уголовной вины, просто как к примерам доказательств вообще.

Он исходит из того, что доказать что-либо со стопроцентной вероятностью практически невозможно. Поэтому существуют различные степени вероятности. И, например, степень вероятности 70% является достаточной для принятия каких-либо действий. В данном случае — введения санкций против России. Что и было сделано.

Так что вот.

Почему стоит послушать Арестовича (первые 2 части этой серии, дальше уже обсуждения со студентами и видео-связь с автором книги, а хотелось бы побольше самих доказательств существования Бога в изложении Арестовича, но тут я уже на книгу пересела). Так вот — почему Арестович необходим — для введения в эту книгу, потому что в первом же абзаце ты читаешь такую фразу:

“Доказательство является дедуктивно достоверным в том случае, если допущение, что его посылки истинны, а заключение ложно – некогерентно”.

ДА! Замечательная книга! И-и-и мы ее закрываем.

Там много терминов и математических формул. Как поясняет Арестович: “У каждого писателя есть свой идеальный читатель, которого он себе представляет и к которому апеллирует. Так вот для Суинбёрна это такой ехидный выпускник математического факультета какого-нибудь Оксфорда или Стэнфорда, которого он должен уесть его же оружием”.

Проблема любых споров между верующими и атеистами в том, что утверждения обеих сторон, их доказательства — базируются на базовых утверждениях, которые противная сторона не приемлет.

Ну то есть можно сколь угодно долго строить цепь логических заключений, если они базируются на априорном утверждении “Бог есть”, то всё здание отметается атеистами немедленно.

Априорные доказательства — это доказательства, которые мы берем на веру.

Например: параллельные прямые не пересекаются. Мы не можем проверить эту аксиому опытным путем, так как идеальных прямых, тем более параллельных, в природе не существует, и мы не можем проверить их пересечение в бесконечности. Это некие идеальные субстанции, которые существуют только в нашей голове. Но на основе этого априорного утверждения строится вся дальнейшая геометрия.

Все доказательства, теории и выводы, всё дальнейшее развитие мысли находится как бы под догматическим зонтиком (или догматичной шапкой), что параллельные прямые не пересекаются (кроме прочих законов геометрии).

Таким же образом все доказательства как теистов, так и атеистов находятся под догматическими шапками “Бог есть” и “Бога нет”.

Пример:

Верующий может привести такое доказательство, которое внутри себя логически безупречно:

  1. Если в жизни есть смысл – значит, Бог существует
  2. В жизни есть смысл
  3. Бог существует

Мы тут же видим очевидную слабость, так как атеист сразу ставит под сомнение пункт 1 или 2.

Поэтому Суинбёрн предлагает найти совершенно иной подход к собиранию доказательной базы.

Если раскладывать любые доказательства чего бы то ни было на логическую цепочку шагов, рано или поздно мы упираемся в какой-то последний шаг, где доказательство принимается на веру – это вообще самое смешное, на мой взгляд.

Вася съел котлету ← Было время обеда  ← Люди едят

Последнее утверждение нами не проверяется, оно берется на веру, так как об этом нам говорит жизненный опыт.

То же самое происходит с любым законом природы, физическим законом и так далее – доказательства в конце концов упираются в некий шаг, который мы принимаем на веру (Земля имеет форму шара, Вселенная расширяется и т.п.).

В этом смысле, видимо, одна вера сама по себе не отличается от другой веры.

Такими нас сделал Бог = Такова человеческая натура

Поэтому Суинбёрн предлагает исходить не из априорных утверждений (они разные для атеистов и теистов), а, наоборот, из эмпирических данных, из опыта.

Использовать не дедуктивный метод, а индуктивный, то есть рассуждать не от общего к частному, а от частных наблюдений к общему выводу.

___

Единственное, что я не поняла — Арестович целый час пытается вытянуть это из своих студентов, но в итоге и сам толком не отвечает на вопрос — почему мы ищем самое простое объяснение? Почему самое простое из них является, как правило, истинным? Бритва Оккама?

Вернее он отвечает, но так — мы должны в цепочке объяснений прийти наконец к такому, которое больше не делится на составные части. Ну вроде как — разберем Вселенную до атомов и соберем заново.

По мнению Арестовича — «Большой взрыв» — всё еще составное утверждение, так как его необходимо объяснять — почему большой и почему взрыв.

А вот финальный ответ (тот самый последний шаг) «Бог» — является самым простым, а потому истинным, утверждением.

0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.